Основные функции органа зрения и методы их исследования

Размещено:  Зарядка

Методы исследования анатомического состояния органа зрения. Методы

Если центральное зрение (функция колбочек) позволяет определить предмет, его форму, цвет, яркость, то периферическое зрение (функция палочек) дает возможность ориентироваться в пространстве. Обе эти функции не противопоставляются одна другой, а дополняют друг друга. Периферическое зрение в повседневной жизни человека играет большую роль, хотя обычно этого люди не ощущают. Чтобы убедиться в этом, достаточно сделать из бумаги две трубочки небольшого диаметра. Попробуйте пройтись по комнате с этими трубочками, плотно приставленными к глазам. Вы будете, как слепые, наталкиваться на предметы и не сможете ориентироваться в пространстве, хотя острота центрального зрения у вас останется прежней.
Исследование периферического зрения очень важно при многих заболеваниях. Например, понижение зрения в сумерках — безусловный признак гиповитаминоза А, не говоря уже о том, что оно наблюдается при глаукоме и многих заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и центральной нервной системы.
Для суждения о периферическом зрении необходимо исследовать поле зрения. Под полем зрения понимают совокупность точек в пространстве, которые видит человек одним глазом при спокойном взгляде вперед, т. е. это есть все то, что видит глаз не только в центре, по и по периферии, если смотреть в одну какую-либо точку перед собой.
Для исследования поля зрения существует несколько методов. Самый простой из них, достаточно часто применяющийся в повседневной практике окулиста — контрольный метод (рис. 18).

Рис. 18. Контрольный метод исследования поля зрения.

Периметрию при всех методах всегда проводят отдельно на каждый глаз (монокулярно). Для этого второй глаз закрывают повязкой. При контрольном методе исследования больной может закрыть глаз своей рукой.
Контрольный метод. Больного сажают спиной к окну. Против него на расстоянии 30—50 см находится врач. Обследуемый и врач закрывают ладонью или повязкой разноименные глаза (если больной закрыл левый глаз, то врач — правый). Строго посредине между лицом больного и своим врач, показывая пальцы руки, продвигает их с периферии к центру. Рекомендуется слегка шевелить пальцами, так как периферическое зрение более чувствительно к прерывистым раздражениям, к движению. Как только обследуемый заметит движущиеся с периферии пальцы, он говорит об этом. Врач сравнивает, одновременно ли с ним обследуемый начал видеть пальцы. Конечно, у врача должно быть нормальное поле зрения. Обычно врач продвигает пальцы с 4 сторон: сверху, снизу, слева и справа. Вместо пальцев можно показывать белый кубик на черной палочке.
Контрольный метод исследования очень прост, не требует никакой аппаратуры, занимает немного времени, что тоже очень важно в условиях работы поликлиники. Но этот метод может дать только ориентировочное представление о действительном поле зрения больного. Когда необходимо более точное исследование поля зрения, прибегают к периметрии.


Рис. 19. Измерение поля зрения периметром Ферстера.

В Советском Союзе наиболее распространен периметр типа Ферстера. Он состоит из дуги шириной 7—8 см, до которой с наружной стороны, а иногда по ребру нанесены деления в градусах (рис. 19). Дуга имеет форму полуокружности, радиусом 30 см. Она закреплена в центре и может свободно вращаться. Таким образом, дуга во время вращения в своей точке фиксации на подставке описывает полусферу. Голова больного хорошо фиксируется особым приспособлением в таком положении, чтобы исследуемый глаз находился в центре дуги периметра. В центре дуги с внутренней стороны находится белый кружок, на который во время исследования должен смотреть больной. Внутренняя сторона дуги темная и без каких-либо пометок. Сзади дуги у точки ее фиксации помещается диск, по которому может свободно двигаться стрелка, соединенная с дугой. Эта стрелка показывает на диске в градусах, насколько повернута дуга. Чтобы глаз обследуемого находился действительно в центре описываемой дугой полусферы, подставку для подбородка поднимают или опускают до тед пор, пока полулунная вырезка на верхней части металлической палочки подставки для подбородка не будет плотно прилегать к нижнему костному краю орбиты. При исследовании левого глаза подбородок помещают в правую ложбинку, а при исследовании правого в левую. На второй глаз накладывают повязку.
Медицинская сестра находится перед больным, следя за тем, чтобы больной смотрел глазом только на белый кружок в центре дуги. Медицинская сестра перемещает палочку, на конце которой укреплена площадка с требуемым объектом, с периферии к центру. Палочку с объектом желательно перемещать не только плавно с периферии к центру дуги, но и совершать небольшие движения в перпендикулярном к ширине дуги направлении. Все внимание медицинская сестра должна обратить на глаз больного. Медицинская сестра должна заранее объяснить больному, что он должен сказать одно короткое слово «да» или «вижу» или даже стук-путь пальцем по столу в первый момент, когда он увидит, что с периферии что-то двигается. Тогда медицинская сестра перестает двигать объект и смотрит по дуге периметра, на каком градусе от центра дуги больной заметил объект.
Чаще всего пользуются объектом 3—5 мм2 как белого, так и другого цвета. При сильно пониженном зрении можно пользоваться объектом 10 мм2. Обычно периметрия проводится в 8 меридианах. Полученные данные переносят на особую карту, где имеется схема полей нормального зрения как на белый цвет, так и на основные цвета (красный, синий, зеленый; рис. 20).


Рис. 20. Границы поля зрения.

Иногда бывает трудно отмечать на этой карте полученные данные. Можно рекомендовать следующий несложный прием. Карту ставят в центре дуги на то место, где находится кружок для фиксации взгляда. По какому меридиану будет стоять дуга периметра, по такому же меридиану и необходимо отметить полученные данные, т. е. на схеме поля зрения (либо на обычной бумаге) при этом методе периметрии поле зрения отмечают так, как видит его больной в пространстве. Дефекты в поле зрения, разницу между тем, что больной видит фактически, и тем, что он должен видеть, заштриховывают. В норме самое широкое поле зрения на белый цвет, несколько уже — на красный и синий, самое узкое — на зеленый цвет.
Дефекты в поле зрения называют скотомами (рис. 21 и 22).


Рис. 21. Выпадение половины поля зрения.
Рис. 22. Выпадение отдельных участков поля зрения — скотомы (заштрихованы).
Рис. 23. Ручной периметр.
Рис. 24. Проекционный периметр.
Рис. 25. Рисунок для определения слепого пятна.
Рис. 26. Исследование слепого пятна на кампиметре.

Иногда у больных, находящихся в стационаре на постельном режиме, приходится пользоваться ручным портативным периметром (рис. 23). В последнее время все более широко применяется проекционный периметр (рис. 24). Его устройство довольно сложно, но пользоваться им значительно легче.
Говоря о скотомах в поле зрения, необходимо напомнить, что существует физиологическая скотома. Этот дефект в поле зрения («слепое пятно Мариотта») соответствует месту выхода зрительного нерва из глаза. На диске зрительного нерва отсутствуют световоспринимающие нервные элементы. О существовании этой скотомы легко убедиться на следующем опыте (рис. 25). Необходимо закрыть правый глаз, а левым все время смотреть на кружочек. При приближении или отдалении рисунка от глаза на расстоянии приблизительно 30—25 см крестик исчезнет, так как на таком расстоянии изображение от него попадет на область диска соска зрительного нерва.
Для определения очень небольших скотом, находящихся в центральных отделах сетчатки (центральные скотомы), или вблизи (парацентральные), применяют метод, который называется кампиметрией.
Исследование слепого пятна на кампиметре производится следующим образом (рис. 26). Обычную черную доску или одеяло, натянутое на раму, помещают на расстоянии 1 м от больного. Голову больного устанавливают в специальную подставку. Один глаз закрывают повязкой. В центре доски помещают белый кружок, на который все время смотрит больной, а врач или медицинская сестра с периферии показывает темную палочку, на конце которой имеется белый объект величиной 1— 2 мм2. Палочку передвигают от периферии к центру. То место, где обследуемый перестает видеть объект, отмечают мелом или вкалывают булавку. Так очерчивают дефект в поле зрения. Исследование слепого пятна начинает приобретать все большее значение при глаукоме, заболеваниях зрительного нерва и центральной нервной системы.

 (Проголосовало:386)